Синдром хронической усталости – православный взгляд

«Пришло благополучие – благодари Бога,
и благополучие твёрдо будет.

Пришли несчастия, –благодари Бога,
и несчастия прекратятся».

Св. Иоанн Златоуст

Синдром хронической усталости (СХУ

Введение

Усталость – один из наиболее встречаемых симптомов в клинической медицине. Зачастую усталость бывает временной, скоро преходящей, но иногда приобретает затяжной характер.

Подобные случаи, связанные с психическими расстройствами, явно превалирующими в клинической картине, требуют соответствующего специфического лечения у врача-психиатра. Вышесказанное не касается таких заболеваний, как маниакально-депрессивный психоз, шизофрения и другие, каковые не являются предметом нашего разбора.

Часть 1. Медицинский взгляд.

История возникновения синдрома

Первые описания клинических проявлений, характерных для выделения нового вида заболевания, название которого вынесено в заголовок данной работы, встречаются в научной литературе уже во второй половине XIX века. Длительная усталость по-разному называлась в период наблюдения за подобными больными: “болезнь острова Тахо”, “грипп яппи”, “королевская болезнь”, “нервное истощение”, “миалгический энцефаломиелит” и т.д. Клинически это проявлялось тем, что у множества людей в развитых странах стала выявляться постоянная усталость в течение более шести месяцев, сопровождающаяся нарушениями сна и невозможностью осуществлять физическую или умственную работу без видимых причин продолжительностью от 3 до 7 лет. Это позволило выделить вышеуказанные жалобы в новое заболевание – “синдром хронической усталости”. По данным американской Службы здоровья первые групповые вспышки необычного заболевания были отмечены в 30-х и 50-х годах XX века в США и Европе. Данное название оно получило после эпидемии в штате Невада (США) в 1984 году. Доктор Поль Чейни зарегистрировал более 200 случаев этой болезни. Все наблюдаемые больные ощущали выраженную мышечную слабость, повышенную утомляемость, депрессию. Более тщательные исследования американских медиков начались в восьмидесятых годах. Однако многое до сих пор остается неясным. В Великобритании ныне открыто двенадцать новых региональных центров борьбы с синдромом хронической усталости и на их деятельность выделено 8.5 миллионов фунтов стерлингов. Британский министр здравоохранения Stephen Ladyman не так давно отметил, что СХУ представляет собой вызов национальной системе здравоохранения, так как природа этого заболевания неизвестна. В нашей стране такие состояния выявляются на протяжении более пятнадцати лет, в последние годы всё чаще.

Продрома

Начало синдрома хронической усталости напоминает острый период обычного респираторно-вирусного заболевания. Но в отличие от типичных клинических проявлений ОРЗ, указанные симптомы отмечаются неделями и месяцами. Общее плохое самочувствие сопровождается постоянной мышечной слабостью и усталостью, которые не зависят от нагрузок и нисколько не облегчаются даже длительным постельным режимом.

Клиника

Общие жалобы больных хронической усталостью одинаковы: пониженный тонус организма, постоянные катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, мигрени, боли в суставах, бессонница, раздражительность, ухудшение памяти, рассеянность. В последующем развитии болезни в клинике преобладают:  слабость, повышенная раздражительность и неустойчивость эмоционально-психического состояния, повторяющиеся и нарастающие головные боли, не связанные с какой-либо патологией,  снижение или повышение веса,  нарушение функции желудочно-кишечного тракта, снижение аппетита, поносы,  аритмии, дизурия и другие соматические проявления. Развивается апатия, безрадостное настроение, эмоциональная подавленность. Нарушения половой функции при синдроме хронической усталости выражаются у мужчин в виде снижения половой потенции, у женщин возможно развитие фригидности и вагинизма. Больные часто жалуются на невозможность концентрации внимания, трудности в мышлении (при принятии решений, восприятии новой информации и т. п.), нарушение памяти, в том числе забывчивость, нарастает раздражительность. При этом в большей степени страдают процессы усвоения информации, чем функции памяти. Весьма важным является то, что данная симптоматика течет прогрессивно и не связана, повторяю, с соматическими заболеваниями. Больные, которые в силу склада своего характера зависят от эмоциональной поддержки других людей, от их заботы, начинают испытывать страх перед одиночеством и фиксируют своё внимание на социальных проблемах. В таких случаях клиническая картина характеризуется преобладанием пониженного настроения, плаксивостью, ощущением грусти, пессимистической оценкой ситуации и перспективы, неспособностью справляться с жизненными трудностями, а в конечном итоге в отсутствии упования на волю Божию и на Его помощь.

Диагноз

Диагноз ставится методом исключения. Для постановки диагноза пациент должен отвечать двум критериям:

1. Наличие хронической усталости более шести месяцев или дольше, при условии исключения другого диагноза.

2. Наличие четырёх или более из следующих симптомов:  существенное снижение кратковременной памяти и внимания;  боли в горле и увеличение лимфатических узлов;  мышечные боли, суставные боли без наличия припухлости и покраснения; головные боли; отсутствие бодрости после сна; недомогание после физической нагрузки, остающееся дольше суток. Наиболее важным диагностическим признаком считают клинически доказанное внезапно наступившее стойкое нервное истощение, которое не связано с перегрузкой, не улучшается после отдыха и существенно ограничивает активность пациента в повседневной жизни.

Дифференциальный диагноз

Для постановки диагноза СХУ необходимо исключить другие хронические заболевания, включая вышеупомянутые психические нарушения: хронический гепатит В и С;  СПИД;  туберкулез;  паразитарные заболевания;  грибковые поражения;  злокачественные опухоли; нейромышечные заболевания (рассеянный склероз); отравления тяжелыми металлами, пестицидами; эндокринные заболевания (гипотиреоз, диабет);  анемии;  дефицит витаминов группы В, С и Е; недостаток макро- и микроэлементов, в том числе магния, натрия, селена, цинка.

Лабораторная диагностика

Лабораторные тесты не могут точно ни подтвердить, ни отвергнуть заподозренный диагноз. Среди объективных показателей описывают изменения иммунного статуса: снижение IgG за счет, прежде всего G1 и G3 классов, уменьшение числа лимфоцитов с фенотипом CD3 и CD4, снижение естественных клеток-киллеров, повышение уровня циркулирующих комплексов и антивирусных антител разного типа, повышение бэта-эндорфина, интерлейкина -1(бэта) и интерферона, а также фактора некроза опухолей. Специальные исследования биохимии мышечной ткани и энергообмена никаких изменений не показывают. Не отмечается патологии в клиническом анализе крови и мочи, нет рентгенологических изменений. В итоге таким больным обычно ставится диагноз “нейровегетативной дистонии” или различных неврозов.

Определение понятия

Синдром хронической усталости – chronic fatigue syndrome – CFS (от fatigue – по-французски “слабость, усталость”) по зарубежным данным возникает у более эмоциональных и внушаемых по своей природе женщин, страдающих от него в два-три раза чаще мужчин. Поражаются в основном люди самого трудоспособного возраста, начиная примерно с 30-ти лет. Почти две трети из них – из семей высокого достатка и имеющие хорошее образование, причем в группу риска попадают те, кто чаще других подвергается стрессам. Около 80% больных СХУ – это студенты и спортсмены с высокими достижениями. По-видимому, существует семейное предрасположение, но исследования, позволяющие оценить роль генетических факторов, только начались.

СХУ  у детей

Этот синдром выявляется также у детей. Описан он крайне скудно. Также как у взрослых, у большей части педиатрических пациентов с CFS предшествовали воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, но эти пациенты имеют больше шансов выздороветь, чем взрослые. Мнения учёных сходны в том, что CFS маловероятен у детей младше 10 лет. Существуют различия в частоте постановки диагноза у мальчиков и девочек. По публикуемым данным (зарубежным) типичные пациенты на приеме у педиатра – это преимущественно девушки-подростки с высоким уровнем самомнения и сверхзавышенными требованиями к себе, что также соответствует выявленным особенностям у взрослых больных. Часто отягощен аллергологический анамнез. Нередко встречается непереносимость молока. Немаловажной особенностью является то, что, как правило, один из членов их семьи тоже страдает этим заболеванием. Статистических данных по частоте выявляемости СХУ у детей в нашей стране нет. Но большинством исследователей достоверно отмечается, что участившиеся случаи постановки диагноза CFS, напрямую связаны с частыми токсикозами и анемиями беременных, дефектами плаценты из-за ухудшения питания, употребления спиртных налитков и табакокурения как будущей матери, так и обоими родителями, и плохой экологии. И как естественный результат – возникающие вследствие вышеперечисленных причин родовые травмы и асфиксии новорожденных, ведущие к несомненно закономерным проблемам со здоровьем в будущем. К слову, следует заметить, что среди родившихся в России за последние годы менее 10% детей составляют здоровый генофонд.

Распространённость

Единственный институт, изучающий только эту проблему, создан в США в штате Калифорния, который так и называется Институт синдрома хронической усталости (директор J.Goldstein). По его данным, количество страдающих фатиг-синдромом в Штатах достигло 2-5 млн. человек – то есть свыше 1% населения, из них 75% составляют женщины. По литературным данным распространённость СХУ находится в пределах ста случаев на сто тысяч населения. Но только за последние 5 лет в США ежедневно регистрируется 100 новых случаев СХУ. Однако это не мешает ряду скептиков утверждать, что болезнь существует лишь в воображении ученых. Долгое время такого же мнения придерживались и наши специалисты. В России первая статья, описывающая СХУ у лиц с профессиональной патологией в экологически неблагоприятных условиях, появилась лишь в 1991 году. Но данных о частоте выявления болезни по нынешнее время нет, и она не включена в классификационный реестр существующих болезней.

Факторы риска

Предрасполагающими факторами развития болезни являются различные воздействия, ослабляющие общую, иммунологическую и нервно-психическую сопротивляемость организма: 1 – частые и длительные производственные и бытовые стрессы; 2 – неблагоприятный образ жизни в современном обществе, включая продолжительную работу с компьютером; 3 – неблагополучные эколого-гигиенические условия проживания; 4 – особенности конституции; 5 – дефицит витаминов, макро- и микроэлементов; 6 – недостаток определенных аминокислот – лизина, метионина,триптофана, фенилаланина и др.; 7 – недополучение эссенциальных жирных кислот вследствие”нефизиологического” несбалансированного питания.

Особенности течения

У трети больных тяжесть проявлений заболевания зимой была существенно выше, чем летом, что, несомненно, следует учитывать не только на этапе постановки диагноза, но и в ходе терапии. Типичным для больных данной группы являются следующие сопутствующие патологии и вредные привычки, становящиеся впоследствии патогенетически важными патологическими моментами: 1- нерациональное и калорийно избыточное питание, приводящее к ожирению 1-2 степени; 2 – алкоголизм, часто в форме бытового пьянства, обычно связанный с попыткой снять нервное возбуждение вечером; 3 – интенсивное курение, являющееся попыткой стимулировать падающую работоспособность днём; 4 – хронические заболевания половой сферы, 5 – гипертоническая болезнь 1 и 2 степени; 6 – вегето-сосудистая дистония и другие. Способствуют прогрессированию заболевания неустойчивость психики, продолжающиеся нарушения сна, страх дальнейшего ухудшения состояния и другие фобии, а также неправильное понимание болезни, не согласовывающееся со святоотеческим учением о грехе и искуплении.

Этиология

Этиология болезни пока до конца не известна и вызывает споры среди исследователей и врачей разных специальностей (терапевтов, психиатров, иммунологов). За рубежом с лёгкой руки журналистов появилось шутливое определение – “диванная чума XXІ века”, которое, несомненно, принижает остроту и важность существующей проблемы. Главенствует вирусная теория возникновения заболевания, и регистрация массовых вспышек подтверждает вирусную природу СХУ. Исследования специалистов Франции показывают, что причиной значительной части случаев СХУ является инфицирование организма человека специфическими энтеровирусами, которые поражают мышечную ткань. Другие учёные указывают на вирус герпеса, точнее, герпесвирус человека TSIs6. Герпесвирусы могут длительно и скрытно находиться в слюне, грудном молоке, крови, спинномозговой жидкости, выделениях из половых органов, и активизируются при благоприятных для них условиях, поражая нервную систему. Часть исследователей утверждает, что виновниками синдрома являются другие вирусы: респираторные, ветряной оспы, Коксаки А или В, ретровирусы, цитомегаловирусы, которые также могут жить в организме годами, никак не проявляя себя. При некоторых условиях – депрессия, бессонница, неправильное питание, нехватка свежего воздуха и солнечного света, малоподвижный образ жизни, – они начинают активно размножаться и оказывать патологическое влияние. Исследования немецких специалистов выявили ещё причину – снижение у заболевших активности адренокортикотропного гормона, который ответственен за реакцию организма на стрессовые воздействия. Японские врачи говорят, что это “синдром гибели естественных “киллеров”, – то есть лимфоцитов, ответственных за отторжение чужеродных клеток. Недавно полученные данные дают основания думать, что CFS – СПИДоподобное заболевание, правда, не такое тяжелое, поскольку из крови больных СХУ выделен новый представитель “пенистых” вирусов, сходный с аналогичным вирусом обезьян. В этом вирусе есть особый ген “gag”, наличие которого обязательно в структуре ретровирусов СПИДа и рака.

Патогенез

В патогенезе заболевания первостепенную роль отводят нарушениям со стороны центральной нервной системы. Отмечается повреждение восходящей ретикулярной формации ствола мозга, оказывающей активирующее влияние на кору больших полушарий. Методом ядерного магнитного резонанса были выявлены небольшие очаги повреждения в виде демиелинизации и отека в стволовой части мозга и подкорковых ядрах. При компьютерной томографии у больных СХУ были обнаружены нарушения кровотока во многих отделах, особенно в ромбовидной части мозга. Подводя итог вышесказанному можно констатировать, что СХУ возникает при повреждении нейро-иммунных механизмов различными факторами, скорее всего инфекционными, возможно у наследственно предрасположенных лиц с развитием дисбаланса в иммунной системе и нарушением механизмов регуляции в центральной нервной системе, преимущественно в височно-лимбической области. Лимбическая система не только принимает участие в регуляции активности вегетативных функций, но в значительной степени определяет общий эмоционально-поведенческий фон человека, что и подтверждается клиническими наблюдениями. Симптомы СХУ стойко проявляются в течение нескольких месяцев, затем состояние усугубляется и, если вовремя не устранить причины недуга, развивается тяжелая форма. Важнейшей особенностью в развитии патогенеза СХУ является то, что подавляющее большинство авторов указывает на связь заболевания с экологически неблагоприятными условиями. Многие ученые на Западе объективно подчеркивают, что это “болезнь среднего класса”, удел амбициозно настроенных личностей, ставящих собственные достижения и успехи выше всяческих условностей и крайне болезненно относящихся к своим поражениям.

Лечение

Способы лечения синдрома хронической усталости различны в зависимости от характера его проявлений. В тяжёлых случаях это медикаментозные препараты: антивирусные, антидепрессанты, а также обезболивающие. Единственный предложенный патогенетический метод лечения – внутривенное введение препаратов IgG – в настоящее время оставлен ввиду большого количества осложнений (флебиты отмечаются в 55% случаев). Чаще всего лечение должно быть комплексным, когда медики, психологи и сам больной объединяют свои усилия. Иногда бывает достаточно лишь произвести изменения в привычном образе жизни больного: нормализовать режим физической нагрузки и отдыха, провести курс групповой или индивидуальной психотерапии, порекомендовать прогулки на свежем воздухе.

Диетотерапия

Пища рекомендуется с пониженным содержанием калорий и повышенным содержанием белков и витаминов. Английские учёные рекомендуют для лечения СХУ “исключающие” диеты. Необходимо исключить потребление алкоголя, кофеина, сахара, а также искусственные подсластители.

Отечественные разработки

Группа отечественных специалистов в институте иммунологии Минздрава России разработала свою методику лечения этой “болезни цивилизации”. Лекарства, помогающие при этом недуге, по химическому строению напоминают кристаллическую решётку алмаза и поэтому названы “адамантаны”. Долгое время эти препараты были засекречены. Они использовались только в работе сотрудников силовых структур и при выступлении спортсменов на зарубежных соревнованиях, так как значительно увеличивают физическую и умственную работоспособность. Бромантан, так называется один из препаратов, усиливает сопротивляемость вирусам и бактериям, помогает бороться с раковыми клетками, обеспечивает защиту от стресса и вредных экологических воздействий. У бромантана имеется еще одно полезное свойство: он повышает внимание, сосредоточенность, уверенность в своих силах. Поэтому его и использовали при подготовке спортсменов к соревнованиям и применяли в работе спецслужб. В стационаре лечение проводится обычно не одним препаратом, а в сочетании с иглоукалыванием, рефлексотерапией и другими методами. Кроме бромантана существует ещё несколько препаратов со сходными свойствами, например кемантан. Они также успешно применяются на практике, правда, довольно дороги. Пациенты, прошедшие курс лечения, чувствуют прилив сил, нарастание уверенности в себе, уменьшение нервозности. Вместе с тем улучшается общее состояние организма, проходит депрессия, восстанавливается сон.

Метод электростимуляции мозга

Сотрудники Санкт-Петербургского Института мозга человека предложили метод электростимуляции мозга. Электроды, подсоединенные к голове, посылают в нужном режиме слабые токи в определенные участки мозга. При этом в мозге вырабатываются собственные эндорфины.

Траволечение

Фитотерапии СХУ до настоящего времени уделяется мало внимания. Однако, в аптеках сейчас достаточно растительных средств для оказания существенной помощи в лечении. Нормализация функции иммунной системы осуществляется приёмом алоэ, арники, исландского мха, коланхоэ, мать-и-мачехи, подорожника. Эффективны анис, горец, мелисса, крапива двудомная, фиалка трехцветная, овес посевной. В качестве адаптогенов рекомендуются препараты аралии, розеолы, заманихи, корня женьшеня, элеутерококка. Но следует учесть, что у некоторых людей приём этих трав может вызвать обратную реакцию, когда вместо повышения работоспособности развиваются вялость, апатия, слабость, депрессия. В таких случаях назначают более мягкие средства: это холодные настои корневища аира болотного, корневищ девясила, цикория, настойки арники горной, листьев черной смородины, травы первоцвета весеннего. Восстановлению и поддержанию умственной работоспособности способствуют препараты-ноотропы: заманиха высокая, левзея, лимонник китайский, родиола розовая. Для приёма в дневное время суток назначают цветки и плоды боярышника, донник лекарственный, цветки липы. В качестве противотревожного средства с успехом применяется зверобой продырявленный. Прием фитопрепаратов всегда должен быть индивидуален, с учётом режима труда и отдыха пациента, его возраста, наличия той или иной сопутствующей патологии. В начале лечения предпочтительнее назначение монопрепаратов, а затем переходят к малокомпонентным лекарственным сборам в сочетании с минимальным числом препаратов. Длительность курса лечения не должна превышать 2 месяцев. Лучше прием осуществлять не более 2-3 недель с повторением назначений через 2-3 недели.

Физиолечение

Назначаются: лечебная гимнастика, массаж – общий или сегментарный и гидротерапия (циркулярный душ и кислородные ванны). Обязательно рекомендуются длительные – до 5 часов – пешеходные прогулки. Школьникам и студентам бывает достаточно уменьшить нагрузку на занятиях, уделить больше внимания отдыху и пересмотреть чрезмерные требования к себе.

Методы самопомощи

Можно попробовать избавиться от хронической усталости самостоятельно, придерживаясь следующих нехитрых правил: – проснувшись, не вскакивайте с постели сразу, даже если вы проспали, а полежите 2-З минуты с закрытыми глазами, и только затем открывайте глаза и спокойно вставайте с кровати. Приучитесь с утра натощак маленькими глотками выпивать стакан кипячёной горячей воды. Эта процедура способствует выведению токсинов из организма, очищает кровеносные сосуды, стимулирует деятельность кишечника, тонизирует весь организм. Чтобы не заболеть, людям из группы риска надо следовать заповедям Господним, не стараться быть везде и всегда лучшими и первыми, и не ставить перед собой непосильные сверхзадачи. Иначе при любом стрессе их нервная система может дать серьёзный сбой и привести к развитию недуга.

Особенности нашей действительности

К сожалению, все вышеуказанные лекарственные препараты и лечебные методики не устраняют первопричины возникновения хронической усталости и переутомления. Они лишь несколько корригируют отдельные звенья патологического процесса. Вследствие агрессивной рекламы, многие люди прибегают к самостоятельному приему всевозможных стимулирующих препаратов. Это не опасно, если их принимают лишь изредка, при подготовке к важному совещанию, экзамену, при длительном управлении автомобилем и т. д. Но если стимуляторы применяются систематически и бесконтрольно, то это может привести к плачевному результату: перевозбуждению и как следствие – к развитию депрессии. Внутрисемейные отношения в наше время оставляют желать лучшего: неполные семьи, пьющие родители, перегруженность школьных программ, невозможность детям из-за усталости выполнять домашние задания, и, в дополнение к вышеперечисленному, систематически исходящая раздражительность от родителей. Всё это усугубляет отчуждение и разобщённость. Развивающаяся на такой почве депрессия у детей, вызывается состоянием крайней возбуждённости: младенцы очень плохо засыпают, часто кричат по ночам и днём без видимой причины, беспокоятся и кричат в церкви при причастии. У подростков депрессия проявляется состоянием постоянной нервной истощенности, усугубляющейся курением, употреблением спиртных напитков, чаще пива, и новомодных энергетических напитков, постоянным слушанием агрессивной музыки через наушники карманного плеера, посещением ночных дискотек и рок-концертов. К этому добавляется искусственно навязываемый в школах дух соревнований по западному образцу (в учебе, на спортивных состязаниях, в соперничествах с одноклассниками). Синдром хронической усталости в юношеском возрасте обусловлен культивируемым у подростков тщеславными родителями и недобросовестными педагогами нездоровым стремлением быть во всём первыми. Не до конца осознанная и не преодолённая в юности болезнь, может не только негативно отразиться на последующем психоэмоциональном развитии подростка, но и повлиять на становление его как личности в будущем. Более того, у больных СХУ отроков обоего пола без своевременного воцерковления могут проявиться суицидальные мысли вплоть до их реализации.

Заключение

Понятно, что обмирщённое современное общество ищет свободы от Бога. А в Священном Писании сказано: “К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу” (Гал. 5, 13). И в самом деле, нынешний человек использует свободу воли, данную ему Господом, лишь для угождения плоти. К сожалению, именно это плотское вожделение и стимулирует всю общественную и личную жизнь в западном обществе, а с недавних пор и в нашем. Наряду со СПИДом, синдром хронической усталости является порождением нынешней вседозволенности и продолжающимся попранием православных основ нашего бытия.

Часть 2. Православный вгляд

Православный христианин – наш современник – за редким исключением всегда усталый. Унылый вид, сгорбленная осанка, потухший взгляд, охи-вздохи… “Встаю утром уже усталый. Всё болит, ничего не хочется”… Всегда почти жалуется – или тихонько на исповеди, или громко вслух, с нетерпением, раздражением. Знакомая всем картина. Появился в последнее время даже специальный медицинский диагноз. Врачи назвали такие состояния “Синдромом хронической усталости”. Высказываются различные точки зрения на происхождение этого заболевания, существует даже предположение о вирусе, вызывающим усталость. Как православному человеку правильно относиться к усталости и подобным диагнозам? Какова истинная природа происхождения СХУ? Всегда ли усталость – болезнь? Наконец, что лечить и каким образом? На эти и другие вопросы православный христианин будет искать ответы в Св.Писании и Предании. Так поступили и мы, обратившись к учению Церкви и рассмотрев данную тему в нескольких аспектах.

Аспект антропологический

Св. Церковь учит, что всякая “болезнь, печаль, воздыхание”, всякая немощь, в том числе и усталость, вошли в человеческую природу после грехопадения наших прародителей. Райская жизнь первых людей не знала усталости, т. к. Бог своей благодатью поддерживал в гармонии и равновесии все душевные и физические силы человека. Первый человек и не спал, т. к. восстанавливать силы не имел нужды. “Муж дотоле бодрственный, услаждавшийся сиянием света и не знавший, что такое успокоение, теперь обнаженный распростирается по земле и предается сну”, – говорит о сотворении Евы прп. Ефрем Сирин. Но в произвольном склонении своей воли к реализации жизни вне Бога, родились в прародителях греховные страсти, мгновенно сделавшие актуальными слова Бога: “смертью умрёшь”. “Два греха, – говорит преп. Максим Исповедник, – возникли в праотце [нашем] вследствие преступления божественной заповеди: один – достойный порицания, а второй, имевший своей причиной первый, – не могущий вызвать порицания; первый – от произволения, добровольно отказавшегося от блага, а второй – от естества, вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия”. Пользуясь святоотеческими понятиями “укоризненные (неестественные) страсти” и “безукоризненные (естественные) немощи”, рассмотрим следствия грехопадения. Естественные, или безукоризненные, страсти не зависят от самого человека и, по определению св. Иоанна Дамаскина, “вошли в человеческую жизнь вследствие осуждения, происшедшего от преступления, как, например, голод, жажда, утомление, труд, слеза, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой происходят пот, капли крови; происходящая вследствие немощи естества помощь со стороны Ангелов и подобное, что по природе присуще всем людям”. Укоризненными страстями принято называть “движение души вопреки природе”. Свт. Григорий Нисский называет их “болезнью воли”. В этих страстях “и выражается фактически отпадение человека от живого союза с Богом, вследствие получившего преобладание в его жизнедеятельности начала греховного себялюбия, эгоизма”. Совершенно очевидно, что первозданный человек, у которого тело находилось в согласном подчинении душе, а душа – духу и все силы души были устремлены к Богу, не имел ни укоризненных страстей, ни безукоризненных. Через преступление человеком заповеди в раю в закон жизни человека входит совершенно иной принцип – тления и смерти. Природные способности человека приобрели характер удовольствия, т. к. сам грех прародителей представлял собой совокупность страстей (чревоугодие, тщеславие, гордость), страстей “укоризненных”. Следуя схеме прп. Максима, в человеке, прежде всего, преуспело отпадение ума от Бога, и он, “ставши преступником”, впал в неведение Бога, чувством связал мысленную силу и “ввел сложное и пагубное, возбуждающее к страсти, ведение чувственного бытия”. “Вообще силы и способности человека получают извращенное направление, приобретают “дурные навыки”, в которых собственно, а не в силах и способностях человека, и заключается нравственно-религиозное зло”. Отныне человек всецело служит не Богу, а своему телу, через что он изменил своему изначальному предназначению, отказавшись от благобытия, ввел принцип плотского самолюбия. К этим укоризненным страстям Творец в качестве наказания присоединил и немощи естества (безукоризненные страсти). Эти же страсти в силу греховного произволения человека всегда являлись, в свою очередь, почвой для умножения укоризненных (неестественных) страстей. Итак, человеческая немощь, в т.ч. и усталость, это следствие грехопадения, доставшееся в наказание всему человечеству. Возможно ли избегнуть этого наказания? Или, по-иному, возможно ли не уставать? Свв. отцы всегда рассматривали антропологические вопросы через христологию. Поэтому, перейдём ко второму аспекту.

Аспект христологический

Христос уставал: Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. (Ин. 4,6). Почему же безгрешный Богочеловек, не только утомлялся, но и алкал (Мф. 4, 2; 21,18), и жаждал (Ин. 4,7), и спал (Мф. 8,24), и ужасался и тосковал (Мк. 14, 33), и находился в борении (Лк. 22, 44). По слову прп. Максима Исповедника, “исправляя человеческую природу, Господь и Бог наш воспринял всё это естество целиком, и в воспринятой природе Он также имел страстное начало, украшенное [Им] по произволению нетлением. Поэтому вследствие страстного начала Он стал по [человеческой] природе ради нас грехом, не ведая добровольно избранного греха благодаря непреложности произволения. Этой непреложностью произволения (Господь) исправил страстное начало естества, соделав конец его (я имею в виду смерть) началом преображения к нетлению. И как через одного человека, добровольно отвратившего свое произволение от блага, естество всех людей изменилось из нетления в тление, так и через одного человека Иисуса Христа, не отвратившего [Свое] произволение от блага, произошло для всех людей восстановление естества из тления в нетление”. Т. е., добровольно и безвиновно так называемые безукоризненные страсти – “немощь и смертность, которые есть не грех, но наказание за грех, были приняты Искупителем мира для мучения, чтобы послужить выкупом наших грехов. Следовательно, – делает вывод свт. Лев Великий, – бывшее во всех людях наследие проклятия во Христе стало таинством милости”. Эти человеческие немощи во Христе становятся источником нашего освобождения от греховных страстей. Мы можем теперь говорить об освящённой Христом немощи человеческой, о “святой усталости”. Если человек добровольно и свободно несёт свои немощи, то “понесший немощи” Христос, дарует ему исцеление от греха. Но происходит это исцеление не как награда со-вне, а как благодатное вселение Христа в человека и наделение его богочеловеческими силами для укоренения в противоположных страстям добродетелях.

Аспект сакраментологический

Это благодатное вселение Христа совершается в Таинствах Церкви. Борющийся постоянно со своими страстями, но всегда немощный и усталый, христианин дерзновенно повторяет за св. ап. Павлом: “Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, [хотя] немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас… Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?” (2 Кор. 13, 4). Встреча со Христом самым реальным образом происходит в таинстве Евхаристии. Именно здесь совершается восполнение не-мощи, не-достатков человеческих. По слову прп. Иустина (Поповича): “Человек – только тогда истинный человек, когда полностью соединен с Богом, весь во всем и по всему живет Богом, мыслит Богом, чувствует Богом, делает Богом, творит добро Богом, причащается бессмертию и вечности Богом. Человек – лишь Богом человек, истинный человек, совершенный человек, человек, в котором обитает вся полнота Божества”. И если таинственное соединение со Христом дарует силы и прочь гонит усталость (вспомним св. прав. Иоанна Кронштадтского:  “Кто ест и пьет недостойно, – свидетельствует св. ап. Павел, – тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает”(1 Кор. 11, 30).

Аспект пневматологический

Терпеливое и покорное несение немощей (усталости) привлекает к человеку благодать Духа Святого. “Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, – пишет св. ап. Павел, – ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. (Рим. 8, 2), т. е. именно молитва, совершаемая в немощи, – духоносна, благодатна.

Аспект аскетический

Человек, постоянно устающий, но знающий, что с этой усталостью делать, начинает постепенно освобождаться от страстей. Напомним, что страсть – это неправильное направление воли. В разумном отношении к немощам врачуются “дурные навыки” воли, она обращается к Богу, начиная желать исполнения Божественного Промысла. Об этом св. Григорий Палама говорит так: “С ума надо начинать врачевание страстей. Христос начинает Свое врачевание с желательной способности. Если человек успевает в этой “терапевтике”, то заболевшая грехом душа, при напряжении своих природных сил и при помощи благодати может успешно и скоро восстать и исправиться”. Наши безукоризненные страсти (немощи) нужны нам. Утомление, бессилие – одно из четырёх (по прп. Никодиму Святогорцу) необходимых условий духовной жизни: непрестанный подвиг. Бог хочет, чтобы терпеливым несением собственных немощей человек укреплялся в вере и приобретал главную христианскую добродетель – смирение. “Чем полезно для человека познание своей немощи?” – вопрошает прп. Исаак Сирин и сам даёт такой ответ: “Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякого доброго усовершенствования. Как скоро познает кто, и действительно ощутит, немощь свою, тогда воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего оное ведение, и богатеет осторожностью.

Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу. Тогда, сравнив свою немощь с Божиею помощию, тотчас познает ее (помощи Божией) величие. А также, когда рассмотрит множество принятых им мер, осторожность, воздержание, покров и ограждение души своей, в чем надеялся он найти для нее уверенность, и не обретает, – даже и сердце его, от страха и трепета, не имеет тишины, то пусть поймет и познает тогда, что этот страх сердца его обнаруживает и показывает непременную потребность для него иного некоего помощника. Ибо сердце страхом, поражающим его и борющимся внутри его (сердца), свидетельствует и дает знать о недостатке чего-то; а сим доказывается, что не может оно жить с упованием, потому что, как сказано, спасает Божия помощь. Но кто познал, что имеет нужду в Божией помощи, тот совершает много молитв. И в какой мере умножает их, в такой смиряется сердце. Ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться. “Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50, 19).

Поэтому сердце, пока не смирится, не может престать от парения; смирение же собирает его воедино. А как скоро человек смирится, немедленно окружает его милость. И тогда сердце ощущает Божественную помощь, потому что обретает возбуждающуюся в нем некую силу упования. Когда же человек ощутит, что Божественная помощь вспомоществует ему, тогда сердце его сейчас же исполняется веры”. Святые угодники Божии ежедневно препобеждали усталость и иные немощи. Свт. Василий Великий, свт. Игнатий Брянчанинов несли хроническую усталость как спасительный крест. “Слава Богу за все! И за то, что пришлось всю жизнь поболеть”, – писал свт. Игнатий. Усталость может научить нас и ненадеянию на себя, и всецелому упованию на Бога, и непрестанной молитве (по прп. Никодиму Святогорцу), чтобы потекла в нас духовная жизнь. Но и дьявол может воспользоваться отсутствием нашего произволения благодушно переносить усталость. Он старается взрастить лютую страсть уныния на греховном покрове плотоугодия, вызывая в человеке отвращение ко всему духовному. Возможно ли современному человеку возобладать над своими безукоризненными страстями, чтобы они служили делу спасения, а не ввергали бы его в страсти уныния и гордости? Обратимся к некоторым советам богомудрого святителя Феофана Затворника: « Оно может быть надолго уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, может быть, надолго. Не робеть надо и твердо стоять на своем, усердно исполняя принятые правила, и не ожидайте, чтоб на душе не было уже никакого вкуса. Вы и не ожидайте, чтоб на душе было всегда одинаково тепло и сладко. Так не бывает. Напротив, постоянно ждите нечаянных изменений. Когда придет вялость и отяжеление, думайте, что это вы – настоящая, – как есть; сладость же духовную принимайте, как незаслуженную милость».

«Что делать в нем? Как же быть в этом недобром состоянии? Во-первых, молиться; во-вторых, пребывать твердо в заведенных порядках и начатых делах, хоть вкус к ним и пропал; в-третьих, размышлять о дивных путях Божиих, открытых в слове (Божием). Все эти способы содержатся в молитве пророка: утверди мя в словесех Твоих… Итак, прежде всего, молись. Унывший пророк обращается к Богу. Вместе с ним возносись туда и ты, немощный, и проси, чтоб опять в тебе возгнетен был тот же жар, при котором пред сим всякий труд был тебе не в труд, чтобы возвратился к тебе огнь благодати, и ты, будучи возбуждаем им, не переставал усердно шествовать путем заповедей Господних. Молясь, не отставай ни от чего, что прежде делал. Пусть не будет вкуса, – нудь себя, силою воли нагибай выю твою и весь стан твой под воспринятое иго…

При том и другом, усугуби богомысленное размышление о дивных путях Божиих. В другом псалме пророк прямо говорит, что когда уныл в нем дух, то он, для отогнания его, помянул дни древние и стал поучаться в дивных делах Божиих. Из этого что вышло? Душа стала, как земля безводная, то есть, жаждущая; пробудились духовные вкусы и потребности, и душа, убитая унынием, ожила. То же и здесь”. По св. Афанасию, пророк учит, что невозможно иначе изгнать дух уныния, как только поучением в Божественных словесах. Посему надлежит трезвиться и бодрствовать по слову Господа: бдите и молитеся (Мк. 14, 38)… Пространнее об этом пишет св. Амвросий: “Совершенный, устремляя ум свой к Божественным таинствам, не дремлет, но всегда бодрствует: и хотя телом иногда спит, но сердцем бдит. В другом месте пророк говорит: аще дам сон очима моима и веждома моими дремание (пока не созижду храма Богу. Пс. 131, 4). Итак, не дремлет тот, кто задумал создать храм Господу не из камней, а из благих мыслей, чувств и расположений, возбуждаемых и образуемых небесными словесами. Слово Божие разгоняет уныние – сон души и уныние ума. Сон нападает от печали и забот века. Но прилепляющийся к Богу бегает таких забот; удовольствие же находит в познании вечного порядка вещей, не смущаясь никаким изменением вещей земных… Если оно от немощи телесной, то пройдет или утишится преданием себя воле Божией Что теперь бывает уныние, это от немощи телесной. Непрестающее неможение производит иной раз чувство оставления всеми: отсюда пожаления себя и это жалостливое чувство, которое кажется унынием или сопровождает его. Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния – все на добро нам направляется. Если бы мы могли узреть это, не было бы ни в чем тяготы. Но вы, кажется, “узрели это” – порешили всего себя и все свое предать на волю Божию. Помоги вам Господи пребывать так. И когда тягота одолевать начнет, вызывайте сие чувство и утвердите его посреде между вами и тяготою, – и чувство сей последней или утишится, или совсем исчезнет. Уповающего на Бога милость обыдет. Упование не посрамит… Пойте : “Заступнице Усердная- Блажим Тя вси роди…”, “Тебе необоримую стену”. Его, если не отходит, терпеть благодушно. На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу-Хранителю, и отбежит. Но всяко терпите благодушно. Состояние это есть один из крестов, которые нести неизбежно нам в продолжение жизни своей. Господь или да отгонит его, или да подаст вам благодушие – переносить такие состояния”.

В заключение обобщим: препобеждая во Христе синдром хронической усталости (каково бы ни было медицинское объяснение его происхождения), участвуя в Таинствах, благодушно перенося эту естественную немощь, борясь со страстью уныния, подвизаясь мерой трудов, благословленной духовником, православный христианин воспринимает усталость как время испытания его в верности Христу, как спасительное лекарство от гордости и самомнения, как источник познания своих немощей и глубины греховного падения, откуда очень реально, очень жизненно и правдиво слышится заново выстраданное им имя Христа – СПАСИТЕЛЬ.

Иерей Григорий Антипенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *